НЕДЕЛЯ ФАВОРСКОГО СВЕТА
Во второе воскресение Великого поста совершается память святителя Григория Паламы.
Почему именно этого святого особо вспоминают в Великий пост?
Учение святителя Григория о нетварном Фаворском Свете наиболее полно раскрывает смысл вообще любого поста.
Он учил, что через очищение сердца, хранение ума и непрестанную Иисусову молитву можно уже на земле увидеть присносущный Божественный Свет. Такая возможность открывается на пути аскетического делания, по сути — дорогой поста.
Именно такой нетварный Свет видели на горе Фавор апостолы Петр, Иаков и Иоанн. Поэтому вторую неделю поста можно назвать неделей о Фаворском Свете.
Святитель Григорий Палама конкретизировал понятие «исихазм» (от греческого «исихиа» — «покой», «безмолвие»), имевший к тому времени многовековую традицию.
Учение о нетварном Фаворском Свете и традиции исихазма оказали огромное влияние на иконопись в Византии и странах ее ареала, где в XIV веке происходит необычайный расцвет искусства. Этот период исследователи называют Палеологовским ренессансом, по имени правящей в Константинополе династии Палеологов.
Главная тема византийского искусства этого периода - духовная просветлённость. В иконах она подчёркнута светом, лучами которого озарены лица. Технически это выражается в использовании пробелов, которые везде: в прорисовке ликов, на скрадках одежды, деталях пейзажа. Образы неподвижны, спокойны, погружены в себя и как бы излучают свет.
К этому направлению примыкал самый крупный Константинопольский мастер второй половины XIV века Феофан Грек. Он покинул страну и большую часть жизни провёл на Руси, где расписывал церкви Новгорода, Москвы, Серпухова, Нижнего Новгорода.
Последователями этого направления стали Андрей Рублев и Дионисий. Без знания учения святителя Григория Паламы о нетварном Фаворском Свете и традиций исихазма невозможно понимание творчества этих великих иконописцев.
* Икона Преображение Господне. Феофан Грек. XIV в. ГТГ
* Фрески: Феофан Грек. XIV в. Храм Спаса Преображения, Великий Новгород
Неделя Фаворского света

