Канон Преполовения Пятидесятницы прп. Андрея Критского

С Праздником Преполовения Пятидесятницы!

Фреска Преполовения XIVв. из Собора Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря.

Особенность этого образа в том, что мастера написали образ Христа "средовека" (с бородой) во время проповеди в иерусалимском храме.

О. Михаил Желтов:

"В среду празднуется Преполовение Пятидесятницы. Церковный устав явно выделяет этот праздник из числа прочих: у него есть собственные паремии, задостойник, причастен; он празднуется целых восемь дней и имеет отдание. Но в чем смысл этого праздника?

Содержащееся в Цветной Триоди поучение на этот день (синаксарь), написанное византийским историком 14 века Никифором Каллистом Ксанфопулом, трактует его как христианское продолжение ветхозаветного праздника Кущей.

Действительно, в Ветхом Завете говорится о трех главных празднованиях —
Пасхи,
Пятидесятницы и
Кущей,
при этом первые два получили явное продолжение в церковной традиции, а третий, как кажется, нет.

Также и евангельское чтение на литургии Преполовения, Ин 7. 14–30, содержит фрагмент беседы Спасителя, произнесенной именно на праздник Кущей.

Впрочем, литургийное чтение одновременно содержит и прямое возражение против отождествления праздников Преполовения и Кущей: в богослужебный инципит Евангелия включено слово «Пятидесятницы»:
В преполовение Пятидесятницы взыде Иисус в церковь… — таким образом, составители наших богослужебных книг вовсе не хотели, чтобы слушатели отождествили Преполовение с праздником Кущей.

Очевидно и хронологическое несоответствие: праздник Кущей отмечали в конце лета, а отнюдь не между Пасхой и Пятидесятницей.

Поэтому христианским соответствием Кущей является либо праздник Преображения (вспомним «сени», то есть шатры, они же «кущи», которые Петр предлагал установить на горе Преображения), либо праздник Успения (и по его значению в церковном круге праздников, и по той детали, что согласно сказанию об Успении деревья склоняли свои ветви перед Божией Матерью, когда Она шла узнать о Своей скорой кончине), либо праздник Воздвижения, либо даже праздник Покрова, — но никак не Преполовение.

Как мне кажется, смысл последнего следует искать в том, что на период Пятидесятницы установлено чтение Евангелия от Иоанна. Общеизвестно, что это Евангелие построено совсем не так, как первые три.

Если Евангелия от Матфея, Марка и Луки — линейны: сначала Господь проповедует в Галилее, потом, после Преображения, отправляется в Иерусалим, и там происходят Его Страсти и Воскресение, — то Евангелие от Иоанна, напротив, описывает неоднократное посещение Господом Иерусалима (что, кстати, соответствует и ветхозаветным правилам, и реалиям жизни иудеев).

Оно практически сразу начинается с изгнания торгующих из иерусалимского Храма (глава 2), тогда как у синоптиков Спаситель изгоняет торгующих из храма лишь к концу Своей проповеди, после Своего торжественного Входа в Иерусалим.

Композиция Евангелия от Иоанна включает ровно семь «знамений», то есть чудес, Христа, а также семь Его утверждений: «Аз есмь».
Вместо притчей с использованием образов из повседневной жизни и кратких ярких афоризмов, чем наполнены первые три Евангелия, в четвертом мы находим пространные беседы на сложные богословские темы: с Никодимом (глава 3),
с учениками Иоанна (там же),
с самярянкой (глава 4),
после исцеления «расслабленного» (т. е. паралитика, глава 5),
о Хлебе жизни (глава 6),
на праздник Кущей (главы 7–8),
после исцеления слепого (глава 10),
заключительную беседу с народом (глава 12),
прощальную беседу с учениками (главы 14–16; в конце — Первосвященническая молитва Христа, глава 17).

Столь многозначительная и явно символическая композиция Евангелия от Иоанна требует своего отражения в богослужении. Церковный круг праздников последовательно ведет нас от одного события к другому — подобно изложению евангельской истории у синоптиков.
Но праздник Преполовения фокусирует в себе сразу все Евангелие от Иоанна, словно вращающееся вокруг бесед Христа, будучи хронологическим центром того периода, когда это Евангелие читается. Это видно уже из того, что в церковном календаре евангельские чтения в центре периода Пятидесятницы целенаправленно переставлены местами: сначала, в Неделю о расслабленном, читается рассказ об исцелении паралитика (глава 5), и лишь затем, в следующее воскресенье, — беседа с самарянкой (глава 4), а не наоборот.

Несомненно, это сделано для того, чтобы самая пространная (не считая Прощальной) из бесед Евангелия от Иоанна, из глав 7–8, пришлась на центральную седмицу Пятидесятницы: эта беседа продолжает историю с расслабленным, ради чего и переставлены местами отрывки из глав 4 и 5.

О том же говорит и икона Преполовения, на которой изображен Отрок Иисус в Храме. Казалось бы, при чем здесь эта история из детства Христа (Лк 2. 46–47)? Но если понять Преполовение как праздник учения Христова как такового, все становится на свои места.

Такое прочтение праздника Преполовения полностью подтверждается содержанием канона прп. Андрея Критского на этот день. Прилагаю церковнославянский текст канона (из обычной Триоди, без каких-либо уточнений), к которому я прибавил лишь небольшие отметки, на что указывает тот или иной тропарь. Из них хорошо видно, что канон посвящен не какому-то определенному событию, но Евангелию от Иоанна как целому. Хотя, конечно, наиболее заметное место в нем занимает все-таки беседа на праздник Кущей. Мне кажется, это важный повод перечитать ее."

Канон Преполовения Пятидесятницы прп. Андрея Критского (с примечаниями иерея Михаила Желтова):

https://drive.google.com/file/d/1kgOAhB2BdLM-E57mMWdF..