Неделя о Страшном Суде

 «Неделя о Страшном суде»---это название происходит от того, что на литургии в этот день читается Евангелие о Страшном суде:"Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную "(Мф. 25:31–46).

        

        По учению святых отцов, всем желающим вечного спасения должно ежечасно держать в уме своем память смертную и размышлять о грядущем воздаянии. Эти мысли, как «стрекало погонщика» для души, заставляют оторваться от земной суеты и воспрянуть к иному миру. Тексты церковных служб и песнопений постоянно напоминают о скором течении нынешнего века, о приближающейся вечности. Неделя мясопустная, предваряющая начало Великого Поста, особенно располагает и призывает нас обратиться к будущему, к той таинственной и неведомой грани, перешагнув которую никто уже не сможет возвратиться назад. Говорят, что сразу же после смерти каждый из нас точно уразумеет, как должно было жить на земле. Святоотеческие повествования немного приоткрывают нам эту сокровенную завесу, наставляя к добродетели и воздержанию от греховных страстей и пороков. Иноческое воздержание, предполагающее постоянное самопринуждение и долголетнее, каждодневное терпение внутренних и внешних скорбей, имеет для себя твердую опору в памятовании об исходе из этой жизни и конечном ответе перед Нелицеприятным Судией. Потому что истинный инок есть тот, кто «вменил себя со отшедшими света и жития сего», т.е. тот, кто уже и теперь видит себя предстоящим перед Престолом Божиим, со страхом и трепетом ожидая последнего о себе определения. Иначе невозможно постоянно пребывать в духовном делании, не огорчаясь и не развлекаясь различными суетными вещами нынешнего века.

                

Особенно это надо помнить в связи с тем, что это  неделя мясопустная, и вся  предстоящая  седмица -- масленица (сплошная) посвящена не увесилениям, а последним приготовлениям к посту: примириться с близкими, навестить страждующих, оказать помощь нуждающимся и болящим, т.е. делам милосердия, милости к ближним. чтобы таким образом подготовить свою душу к подвигам Великого поста. 

------------------------------------------------------

В 1836 го­ду один пе­тер­бург­ский при­хо­жа­нин написал замечательные стихи "Отцы пустынники и жены непорочны..."

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв.
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Да, конечно, этот прихожанин Александр Сергеевич Пушкин!  Так он любил эту молитву...По зна­ме­на­тель­но­му сов­па­де­нию, А. С. Пуш­кин умер на дру­гой день по­сле па­мя­ти свя­то­го Еф­ре­ма Си­ри­на,..