О празднике Сретения

  • «Клеще таинственная, како Угль носиши, како питаеши Питающаго вся!»


В этом припеве 9-ой песни канона Сретению Пресвятая Богородица сравнивается с клещами, которыми держат уголь. Почему?

  • Самый потрясающий и парадоксальный образ Сретения открывается во второй паремии праздника (Ис 6:1–12) и разъясняется во всем последующем богослужении.

Это чтение о том, как пророк Исаия увидел Господа, окруженного серафимами, от восклицаний которых поколебались верхи врат, и испугался:«Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа».

Тогда один из серафимов взял клещами горящий уголь с жертвенника, коснулся им уст пророка, и нечистота Исаии была очищена.

  • В чем пророческий смысл произошедшего? Уголь — это Тот Младенец, Которого принесли в храм, Христос, Бог, огонь поядающий (Евр 12:29), прожигающий все естество человека и испепеляющий живущий в нем грех.


В пророческом видении даже серафим не мог взять пальцами уголь и принес его клещами. И если пылающий уголь становится символом Самого Господа, то клещи — символом рук Пречистой Богородицы.

  • Уголь, о котором говорится в этом отрывке, в святоотеческой традиции понимается еще как намек на Святое Причащение. И лжицу, при помощи которой оно подается, греки называют не "ложечкой", а словом λαβίς, что переводится как «клещи». Преподав Святое Причащение, священник говорит причащавшимся: «Вот, это коснулось губ ваших, и удалит беззакония ваши, и грехи ваши очистит».


 Это чтение о том, как пророк Исаия увидел Господа, окруженного серафимами, от восклицаний которых поколебались верхи врат, и испугался:«Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа».

Тогда один из серафимов взял клещами горящий уголь с жертвенника, коснулся им уст пророка, и нечистота Исаии была очищена.

  • В чем пророческий смысл произошедшего? Уголь — это Тот Младенец, Которого принесли в храм, Христос, Бог, огонь поядающий (Евр 12:29), прожигающий все естество человека и испепеляющий живущий в нем грех.


В пророческом видении даже серафим не мог взять пальцами уголь и принес его клещами. И если пылающий уголь становится символом Самого Господа, то клещи — символом рук Пречистой Богородицы.

Уголь, о котором говорится в этом отрывке, в святоотеческой традиции понимается еще как намек на Святое Причащение. И лжицу, при помощи которой оно подается, греки называют не "ложечкой", а словом λαβίς, что переводится как «клещи». Преподав Святое Причащение, священник говорит причащавшимся: «Вот, это коснулось губ ваших, и удалит беззакония ваши, и грехи ваши очистит».