Псковская Земля - родина святой Ольги Российской

Александр Михайлович Панченко (1937-2002) –   выдающийся российский филолог, археограф, собиратель древнерусских рукописей, исследователь русской литературы и культуры на переломе от средневековья к Новому времени, автор трехсот пятидесяти научных работ и публикаций, лауреат Государственной премии России. Академик РАН,  сотрудник Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН, в котором он работал более 40 лет.  Друг Льва Николаевича Гумилёва, коллега Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Александр Михайлович с  любовью относился к Пскову, высоко оценивая, как учёный, его место в общерусской истории. Дружил с Н.П. Осиповой, на тот момент заведующей Древлехранилищем музея. Был частым гостем на Ольгинских встречах, которые сотрудники музея, члены Ольгинского общества, проводили дважды в год: Рождественские (зимой, на святках) и летние, в Ольгин день. Александр Михайлович был замечательным человеком, простым в общении, умеющим слушать собеседником, блестящим рассказчиком, мастером слова. Помнят это те, кому повезло с ним общаться.   

Ниже представлен буклет, текст которого подготовил Александр Михайлович. Буклет был издан к юбилею города: 1100-летию первого упоминания Пскова в «Повести временных лет».

Т.В. Медникова, краевед

Псковская Земля - родина святой Ольги Российской

«Она сияла как луна в ночи…». Эти слова принадлежат летописцу Нестору автору некрологической похвалы княгине Ольге. Она стала первой христианкой в русском княжеском роду, крестившись в 955 году в Константинополе, она святая и равноапостольная. Россия, верующая и неверующая, хранит о ней благодарную память. Глубоко почитает св. Ольгу и Псковская земля, её родина. В «Повести временных лет» Ольга впервые упомянута под 903 годом: «Игорь возмужал… и привели ему жену из Пскова именем Ольгу». Приблизительно через десять лет после смерти князя Олега Вещего , Игорь принял бразды правления Русью – огромным и неустойчивым союзом восточнославянских племён. Брак Игоря с Ольгой продолжался до 945 года, когда князь был убит в земле древлян. Он отправился к ним «за данью и прибавил к прежней дани новую» и потом «с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства». ПО сообщению византийского историка Льва Диакона, Игорь был «привязан к стволам деревьев и разорван на две части, когда наклонённые верхушки отпустили». Ольга овдовела, став регентшей при единственном сыне Святославе, и отмстила древлянам за мужа, разорив их стольный город Искоростень. Этот поход – единственный за время регентства Ольги. «Великие князья до времён Ольги воевали; она правила государством» (Н.М. Карамзин). При ней на Руси воцарились «тишина и покой» - таким был вожделенный государственный идеал наших предков. Ольга с успехом занималась устроением земли: она «установила по Мсте погосты и дани и по Луге - оброки и дани, и логовища её сохранились по всей земле, а сани её стоят в Пскове и поныне…» («Повесть временных лет» 947 годом). Св. Ольга умерла в 969 году, запретив отправлять по себе языческую тризну. И в краткой и в пространной редакции жития св. Ольги родиной её названо село Выбуты на реке Великой. На левом берегу её - прекрасный Ильинский храм XV века, возведённый на месте старого храма тому же святому (кстати, первой русской церковью - в Киеве «над ручьём», либо на Подоле, либо над современным Крещатиком – была именно Ильинская: «громовержец» пророк Илиия в народном сознании как бы заместил «громовержца» Перуна). Здесь и хранились в баснословные времена «Ольгины сани». Неподалёку от храма был «Ольгин камень». К нему в день памяти святой ежегодно совершался крестный ход: здесь в её честь была построена часовня. В Выбутском погосте за честь считаться родиной св. Ольги издавна спорили две деревни (как некогда города Эллады соревновались за право именовать Гомера своим уроженцем). Это Гора, или Горка, а также Волжинец (Ольжино, Ольгино) – в двух километрах от Выбут выше по реке. В Вольжинце бьёт «Ольгин ключ» с чудесной водой, которая почитается целебной. На реке указывают «Ольгины слуды» (подводные камни) и «Ольгины ворота». В окрестностях Выбут бытует множество легенд – Например, о том, что Будник, что стоит при впадении Кеби в Черёху, считают родиной св. Владимира, равноапостольного внука равноапостольной бабки. Креститель Руси, как известно, начинал своё правление как убеждённый язычник. Обращению его в христианство, несомненно, способствовали и воспоминания о бабушке, и уроки матери, которая была сестрой Добрыни и ключницей св. Ольги. Когда она крестилась в Царьграде, вместе с нею, разумеется, восприняли святое крещение её служанки, и Малуша в том числе. В самом Пскове также хранят память о св.Ольге. Согласно легенде, на левом берегу Великой ей было видение: три ослепительных луча, озаривших место, где ныне стоит Троицкий собор (в нём с древнейших времён существовал придел св. Ольги). Там, где княгиня сподобилась видения, был воздвигнут дубовый крест, простоявший до пожара 1609 года. При царе Михаиле Фёдоровиче , в 1623 году, он был возобновлён. У подножия этого восьмиконечного креста, высотою в пять аршин, была изображена св. Ольга. В исторической топонимике Пскова многое связано с нею. Это и «Ольгинская набережная» (левый берег Великой), и арочный «Ольгинский мост». До революции существовало Всероссийское общество св. Ольги, намеревавшееся воздвигнуть ей в Пскове памятник. Накануне Первой мировой войны был учреждён комитет, возглавляемы греческой королевой Ольгой Константиновной (до замужества русской великой княжной). Он собрал средства для постройки церкви во имя св. Ольги в Выбутах (до наших дней сохранился фундамент). После революции, когда на Руси возобладала неоязыческая «религия силы», ольгинские места пришли в запустение. Были уничтожены две часовни, взорван «Ольгин камень», завален «Ольгин ключ в Пскове». Но псковичи с этим не смирились. В 1991 году при Псковском музее-заповеднике воссоздано Ольгинское общество. Оно возглавляет благородное движение по сохранению и возрождению памятников, связанных с именем св. Ольги. История не сохранила сведений о том, когда была канонизирована св. Ольга (в крещении Елена) и была ли она канонизирована вообще. Что ж, и св. апостолов тоже никакой церковный собор никогда не канонизировал. Они заведомо святые. Заведомо святая для Руси и равноапостольная псковитянка Ольга.