Святитель Спиридон Тримифундский

 Святитель Спиридон Тримифунский,   по преданию  родился на Кипре, в деревне Ассия (Аския) около 270 года. Он старался подражать своей жизнью ветхозаветным праведникам. Царю народа Израиля Давиду — в кротости, родоначальнику колен Израилевых Иакову — в сердечной доброте, родоначальнику еврейского народа Аврааму — в любви к странникам. Доброта Спиридона привлекала многих в его дом: странникам он давал пищу и отдых, а бездомным — крышу над головой. За это, согласно преданию, бог наделил Спиридона даром прозорливости, возможностью исцелять и умением изгонять бесов.

   Спиридон был женат, в браке у него родилась дочь Ирина. Жена и дочь вскоре умерли, однако он не потерял веру в бога и продолжил свое служением ему. В период правления римского императора Константина Великого (306 — 337 гг.) и его сына Констанция (император в 337–361 гг.) святителя Спиридона избрали епископом кипрского города Тримифунта (в настоящее время носит название Треметусия). По преданию, Спиридон своими молитвами спас город от засухи и голода.
Легенды рассказывают о многих чудесах, которые творил этот святой. Был известен святой Спиридон Тримифунтский и тем, что много боролся с несправедливостью. Так однажды один из его друзей был оклеветан завистниками, заключен в тюрьму и приговорен к смертной казни. Святитель поспешил помочь ему, но на пути столкнулся с многоводным потоком. Тогда он вознес молитву, и вода отступила, а сам святитель вместе со спутниками сумел перейти на другой берег. Узнав о чуде, судья встретил Спиридона с почетом и отпустил невиновного.
       Предания приписывают Спиридону Тримифунтскому и другие чудеса. Так, рассказывается, что святитель исцелил тяжелобольного императора Констанция, оживил свою умершую дочь Ирину, а в Антиохии (один из центров христианства) воскресил грудного ребенка язычницы, а затем и саму мать, которая упала замертво, потрясенная чудом.
       Спиридон Тримифунтский вел жизнь праведника, заботясь о строгом соблюдении церковного чина и сохранении во всей неприкосновенности Священного Писания. Согласно жизнеописанию святого, бог открыл ему приближение его смерти. Скончался Спиридон Тримифунтский около 348 года, во время молитвы. Местом его погребения считается храм в честь Святых Апостолов в Тримифунте.
       В конце VII века по причине арабского нашествия на Кипр мощи Спиридона Тримифунтского перенесли в Константинополь. Впоследствии, в 1453 году, после захвата Константинополя турками, священник храма перенес их через Фракию и Македонию в Эпир. Еще через два года они были перенесены на остров Корфу, в город Керкира, где и сохраняются до настоящего времени в соборе Святого Спиридона, освященном в 1589 году.

       В храме на Керкире в день кончины святителя Спиридона совершается празднование в его честь. Так, раку с мощами святого с 24 декабря до 26 декабря выносят из придела на особое место у иконостаса для поклонения и молебных пений святому.
        На Вход Господень в Иерусалим, в Великую субботу, 11 августа, и в первое воскресенье ноября проводятся крестные ходы с мощами святого. Периодически мощи «переобувают», а башмаки греческие священнослужители дарят другим православным церквям по всему миру. В России данная святыня хранится в нескольких храмах.
В 2007 году митрополит Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектарий преподнес Данилову монастырю в Москве башмачок с мощами святителя Спиридона. В настоящее время он хранится в Покровском храме монастыря. Кроме того, в московской церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке находятся две чтимые иконы святителя Спиридона с частицей его святых мощей.

        Святитель Спиридон Тримифунтский — единственный, кого изображают на иконах в необычном  головном уборе: шапочке из овечьей шерсти. Долгие годы он был простым пастухом, но и после того, как стал епископом, не изменил своим привычкам.

      Святого Спиридона нередко изображают с горящим куском черепицы в руке. Это связано с историей, которая, согласно преданию, произошла в 325 году. Будучи в епископском сане, святитель Спиридон Тримифунтский получил приглашение участвовать в Первом Вселенском Соборе в Никее, созванном императором Константином Великим. Целью собора было определение основных истин православной веры. Собралось более 300 епископов, священников и монахов, обсуждающих учение еретика Ария. Он утверждал, что Иисус Христос не был сотворен Богом Отцом. Особо убедительно еретическую доктрину излагал последователь Ария — философ Евлогий, никто из участников не смог противостоять его умелой риторике.
          Тогда со своего места поднялся Спиридон Тримифунтский и попросил слова. Он говорил, держа на ладони кусок глиняной черепицы. Спиридон убеждал Евлогия, что Бог един на земле и на небе, что по его слову и его духом возникли небеса, появилась земля и зародилась жизнь. По окончанию своей речи он продемонстрировал кусок черепицы, который держал в руке, заявив, что тот тоже составлен из трех стихий, но един в своем веществе и природе. Спиридон перекрестился и произнес «Во имя Отца!», и из куска черепицы загорелось пламя, которым черепицу обжигали. После слов «И Сына!» из куска глины вытекла вода, с которой ее смешивали. На фразе «И Святого Духа!» на руке Спиридона осталась только сухая земля, из которой была вылеплена черепица. После такой убедительной демонстрации никто больше не пытался убедить собор в ереси.

                                   

                                        Святителю отче Спиридоне, моли Бога о нас!