Святые благоверные князья Борис и Глеб

Икона «Святые благоверные князья Борис и Глеб». Псков, конец XIV — начало XV в. Размер: 165,5 × 117,2 см.

© Государственная Третьяковская галерея

Икона святых Бориса и Глеба, в XIX в. оказавшаяся в церкви села Большое Загорье под Псковом, была создана для другого, более древнего храма — скорее всего, для собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, на что указывает упоминание близкой по размеру иконы в монастырской описи.

Иконографический извод, представляющий Бориса и Глеба вместе и в полный рост, вероятно, восходит к образу, находившемуся в храме Вышгорода под Киевом, где покоились мощи святых.

В соответствии с описанием святых князей в литературных источниках, Глеб, «велмидетескъ» (то есть совсем юный), изображался безбородым, со спадающими на плечи прядями, Бориса — мужа, более зрелого, — писали с короткой бородой, усами и короткими волосами.

Самые ранние изображения князей Бориса и Глеба (конец XI — XII в.) представляют их облаченными в мученические хитоны, княжеские плащи-корзна и шапки; в руках мученики держат кресты, символизирующие следование за Христом и подражание Его Страстям. Со второй половины XII столетия в руках святых появляется меч — атрибут, указывающий на их принадлежность к княжескому роду. Пластинчатый доспех и короткая рубаха под латами — особенности публикуемой иконы, — как правило, не встречаются в этом иконографическом изводе и могли появиться в связи с тем, что доминировавшее в домонгольский период почитание Бориса и Глеба как страстотерпцев, целителей и князей в XIII–XIV вв. дополняется новым аспектом: святых начинают чтить как воинов и защитников русских земель. Последнее было особенно актуально для псковичей, охранявших северо-западные рубежи Руси и отстаивавших независимость своей собственной земли от притязаний Новгорода и Москвы.